пятница, 24 июля 2009 г.

Поздние иконки-образки

В последние годы повысился интерес к православной и старообрядческой металлопластике. Появляются статьи и книги на эту тему. Все больше людей начинают коллекционировать кресты-энколпионы, наперсные и нательные кресты, меднолитые иконы и образки. Но, к сожалению, некоторые предметы пока незаслуженно остаются без внимания. Прежде всего это штампованные и гравированные нательные образки 19–20 вв. Да, встречаются они часто, большой ценности не имеют, но это и хорошо. Найти такие образки можно не только в земле. Они попадаются вместе с нательными крестами под окладами икон, под разобранными полами в старых деревенских домах.

Большая часть — небольшие (до 30 мм) образки овальной формы, изготовленные из медного сплава. Толщина образков и рельеф изображения очень маленькие. Поэтому «погибают» образки в земле очень быстро. Сохранность изображения на оборотной стороне обычно хуже, чем на лицевой, т. к. она быстро стиралась при ношении. Удивляет небрежность в изготовлении некоторых образков. Так, например, на лицевой и оборотной сторонах одного и того же образка имя святого может быть написано по-разному. Нередки и грамматические ошибки. Оглавие чаще всего делалось в виде плоского ушка, у большинства образков оно утрачено.

Соотношение серебряных образков к медным примерно 1 к 10. Образки большого размера встречаются еще реже, чем серебряные.

На одних образках изображение святых дается на обеих сторонах. Например: «Богоматерь Черниговская и Феодосий Черниговский», «Богоматерь Владимирская и преподобный Тихон». На других на оборотной стороне можно увидеть изображение креста или обращение к святому. Чаще всего встречаются образки с изображением Богоматери. Это и не удивительно — в России Ее всегда любили и почитали как ни в одной другой стране. К тому же, по народным поверьям, только в Ее образе не мог явиться дьявол. Нередки и образки с евангельскими сюжетами («Вход Господень в Иерусалим», «Сошествие в ад» и другие).