четверг, 4 июня 2009 г.

Иконопись

Иконопись, писание икон, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В отличие от стенописи и миниатюры, произведения иконописи – иконы – являлись отдельными живописными композициями, выполнявшимися первоначально в технике энкаустики (Восковая живопись), мозаики, затем главным образом темперы, позднее (в основном с 18 в.) масляной живописи на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинах и др. Это сближает иконопись со станковой живописью; однако иконы нельзя считать вполне станковыми произведениями, так как они органически входили в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством и выполнялись обычно для определённого места, например в ансамбле иконостаса. Термин «Иконопись» употребляется преимущественно для обозначения средневековой христианской (главным образом православной) культовой живописи. Древнейшие сохранившиеся памятники иконописи происходят из Передней Азии и относятся к 6 в. На основе традиций позднеэллинистического, в частности погребального портрета (Фаюмские портреты), создавались вначале «портреты» – изображения святых, а затем и других персонажей христианских легенд. Позже (с 10-11 вв.) в иконописи появляются сюжетные композиции, так называемые - библейские сюжеты, имевшие главным образом символический, а впоследствии (в основном с 14 в.) также и повествовательный характер. В отличие от большинства стран Западной Европы, где в средневековом культовом искусстве преобладает скульптура, иконопись получила особенно широкое развитие в Византии. Иконопись Византии оказала огромное влияние на искусство других стран – от Италии до Эфиопии; на Руси, где в 13-16 вв. она приобрела исключительную художественную яркость и своеобразие, в южнославянских странах, в Грузии на основе переработки и постепенного преодоления византийских традиций возникли самобытные школы иконописи. В средние века роль иконописи никогда не сводилась только к её ритуальному функционированию. В иконописи (в условной и отвлечённой форме, определённой её религиозным назначением и особенностями средневекового теологического мировоззрения), как и в других видах изобразительного искусства, отражался эстетический опыт народа, она была одним из основных средств художественного освоения мира. Эстетика иконописи, сложившаяся в Византии в борьбе против иконоборчества (8-9 вв.), требовала воплощения «божественного», сверхчувствительного содержания в зримых, чувственно воспринимаемых образах. Однако эти образы должны были быть лишены своей материальной конкретности, так как красоту «небесного», по утверждению церковников, передаёт лишь некая внутренняя духовная сущность совершенных, идеально возвышенных предметных форм реального мира.
Поэтому в художественной практике иконописи была выработана система условных приёмов воспроизведения действительности: плоскостное изображение помещалось на отвлечённом (нередко «золотом») фоне, отсутствовали реальные объёмы и трёхмерное пространство, выбор элементов пейзажа и аксессуаров подчинялся выявлению символического или повествовательного смысла композиции, но не задаче передать натуру; главную роль в формировании образного строя произведений иконописи играют композиционно-ритмическое начало, выразительность линии, цвета. В придворно-аристократическом искусстве, где были сильны античные традиции, преобладали благородная возвышенность образа, утончённость его духовного строя, изящество формы.
Но в иконописи были сильны и фольклорные представления. Наивная поэзия сказки, расцвеченная живой фантазией, песенная образность, простосердечная повествовательность, выразительная конкретность деталей были характерны главным образом для иконописи местных школ.
Отказываясь от зрительного жизнеподобия изображения, в иконописи тем более тщательно и сложно формировали эмоциональную выразительность образа. Существенным завоеванием иконописи было расширение духовного содержания произведений. Она принесла в искусство ряд нравственных и психологических мотивов: нравственную доблесть, нежность материнства, чувство сострадания, трагическую скорбь и радостное ликование. Живое человеческое содержание иконописцы могли развивать лишь в строгих рамках предписанной церковью иконографии, зафиксированной в так называемых подлинниках (сборниках образцовых рисунков). Это заставляло особенно тонко и изощрённо осмысливать духовный строй образа. Целостность эстетических принципов иконописи была подорвана кризисом средневекового мировоззрения и развитием культуры Возрождения.
С возникновением в отдельных странах реалистических исканий, характерных для живописи нового времени, иконопись сначала переходит к компромиссным формам, а затем приходит в упадок, постепенно превращаясь в ремесло.

Комментариев нет:

Отправить комментарий